созданный по заказу патриарха Никона в 1656 г. в Палестине для Кий-Островского Крестного Онежского мон-ря. Крест-реликварий был сделан из кипариса (310×192×8 см), «высотою, и широтою во всем подобен кресту Христову» ([Шушерин И. К.] Житие святейшего патр. Никона, писанное некоторым бывшим при нем клириком. СПб., 1784. С. 52), имеет 7-конечную форму: над верхней горизонтальной перекладиной отсутствует вертикальный выступ. Во 2-й пол. XVII в. такая форма креста стала образцом для повторения, в т. ч. для закладных крестов сев. храмов.
Уникальный по составу крест-реликварий стал символом преемственности многовековых христ. традиций исторической Палестины. В Москве на обеих сторонах его было помещено ок. 300 святынь: часть древа Животворящего Креста Господня, камни с мест библейских событий, частицы св. мощей восточнохрист. и рус. святых (Онежский Крестный мон-рь // ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 105). Мн. реликвии совпадают с перечисленными в Описях Образной палаты (1669) и Благовещенского собора (1680-1681) Московского Кремля, с хранившимися в Новоиерусалимском монастыре частицами мощей (1679). В Слове патриарха Никона о Животворящем Кресте сказано: «И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою святаго того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинская места, в них же святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни» (Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805. С. 14-22).
В Москве крест был «обложен» слюдой, серебром, украшен изображениями праздников. В вертикальное древо К. к. врезано 6 четырехконечных афонских крестов размером 10,5×7,5×0,7 см (один утрачен), украшенных миниатюрной резьбой с клеймами праздников и евангелистов. В наст. время вложенные в крест святыни обрамлены 16 серебряными 8-конечными звездами и закрыты 104 серебряными пластинами. На них выгравированы поясные изображения святых, чьи мощи размещены под ними в прямоугольных ковчегах. Образы были исполнены рус. мастерами на основе иконописных подлинников и иконных образцов. Под нижней перекладиной помещена прямоугольная серебряная позолоченная пластина (25,5×18,3 см) с вкладной надписью: «…сотворен сий Великии Крест, Божиею милостию Никоном архиепископом Царствующаго Великаго града Москвы: и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриархом от честнаго древа кипариса, и оукрасил сребром и златом, в похвалоу и покланяние христолюбцем. Христе Боже помилуй и спаси доушю мою силою Честнаго и Животварящаго Твоего Креста, и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. Лета от воплощения Слова Божия [1656]го, а от создания мира [7164]го августа в [1] день». По периметру и на торцах крест покрыт серебряной басмой с геометрическим орнаментом. Художественная программа К. к. не имеет аналогов в визант., зап. и рус. искусстве.
По распоряжению царя Алексея Михайловича крест с большими почестями был отправлен из Москвы на Кий-остров в 1657 г. в сопровождении духовенства и роты драгунов «со 108 большими и малыми чугунными пушками, с ядрами, бердышами, барабанами и запасом пороха» (Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий // ЖМВД. 1841. № 7. Смесь. С. 4). К марту 1657 г. он был доставлен в Крестный мон-рь на Кий-острове. С тех пор в лит. и письменных источниках его обычно называли «Кийский крест» или «Никоновский крест». В описи 1-й монастырской деревянной ц. Воздвижения Креста Господня, составленной 30 марта 1657 г., значится: «Церковь Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня, а в ней крест с мощами святых отцов и святых мучеников» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 4. Л. 2).
Крест считался главной святыней мон-ря. Он стоял в Воздвиженском соборе на месте храмового образа, справа от царских врат. Сначала был водружен на каменной плите, перенесенной затем в монастырскую усыпальницу; позднее поставлен на высоком ступенчатом основании. По сторонам от него находились иконы равноапостольных Константина и Елены, а также «персоны» ктиторов. Крест пользовался большим почитанием у царской семьи. В Переписной книге домовой казны патриарха Никона 1658 г. упоминаются «две иконы болших, которые писаны к большому кипарисному кресту»: на одной - равноап. царь Константин, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, на другой - равноап. царица Елена, царица Мария Ильинична и царевич Алексей Алексеевич (Переписная книга домовой казны Патриарха Никона, сост. в 7166 по велению царя Алексея Михайловича // ВОИДР. 1852. Кн. 15. Ч. 2. С. 1-134; Кийский Крест. 2000. С. 14). Очевидно, именно эти иконы предстоящих были предназначены для установки по сторонам К. к. в соборе (неизвестно, были ли они отправлены на остров). Изображение царевича Алексея Алексеевича, умершего в 1670 г., в дальнейшем не упоминается в числе ктиторов, молящихся К. к.
В описи мон-ря за 1819 г. подробно описан К. к. и вложенные в него святыни (ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 17. Л. 4-10): «Подле образа Спасителева образ Честнаго и Животворящего Креста Господня храмовой, сотворенный от Честнаго Древа Кипариса… В средине того Честнаго Креста утвержден ковчег сребряной кованой золоченой, в котором часть Святыя и Животворящия Крове Господни, часть Святыя Ризы Господни, часть Млека Пресвятыя Богородицы, часть крови Иоанна Предтечи, часть крови апостола Павла, часть самаго Древа Креста Господня; над тем ковчегом Херувим сребряной резной золоченой, всего ковчег и херувим весом три фунта. В верху в пречном древе в средине звезда сребреная золоченая, в ней часть от Камене Гроба Господня. В том же кресте шесть крестов кипарисных небольших, в которых вырезаны дванадесятые праздники, в привесе крест сребрянный небольший, на нем вырезан образ Распятия Господня. В том же кресте повыше подножия вторый ковчег сребрянный золоченый; в нем часть самаго же Древа Креста Господня, весом шестьдесят пять золотников». Оба ковчега со святынями не сохранились.
В документе перечисляются также 14 серебряных звезд с частями камней: «пещеры, где родился Господь»; «пещеры, где постился Господь»; Гроба Пресв. Богородицы; пещеры, где св. Иоанн Предтеча скрывался от Ирода; «пещеры, идеже молился Иоанн Предтеча»; «трапезы, на ней же угости Авраам Святую Троицу»; «жезла Моисеева, им же пресече Чермное море»; 7 камней без подписи. 97 частиц мощей (в наст. время - 94) названы в порядке их расположения на К. к. («с возглавия Креста, от левой руки к правой»): вмч. Георгия, мч. Христофора, мч. Трифона, мч. Прокопия, вмч. Димитрия, вмч. Никиты, вмч. Меркурия, вмч. Пантелеимона, мч. Анастасия, прор. Даниила, равноап. царя Константина, евангелиста Матфея, ап. Андрея, св. Иоанна Предтечи, ап. Павла, вмч. Иакова Перского, сщмч. Елевферия (по надписи сщмч. Еферия, еп. Херсонесского), свт. Ионы Московского, вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Киприана, прп. Алексия, человека Божия, свт. Нектария К-польского, мч. Агафоника (в наст. время свт. Афиногена), свт. Петра Московского, сщмч. Климента Анкирского, сщмч. Петра Александрийского, сщмч. Василия Анкирского (в наст. время свт. Василия Великого), свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, ап. Тита, ап. Фомы, ап. Варнавы, первомч. архидиак. Стефана, евангелиста Марка, ап. Иакова, брата Господня, прав. Лазаря, ап. Тимофея, евангелиста Луки, ап. Иоанна Зеведеева (по надписи ап. Иакова Зеведеева), свт. Григория Богослова, свт. Василия Великого (в наст. время сщмч. Василия Анкирского), свт. Иоанна Милостивого, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Епифания Кипрского, сщмч. Акепсима, прп. Андрея Критского, свт. Григория Паламы, сщмч. Ермолая, сщмч. Афиногена, свт. Филиппа Московского, вмч. Феодора Тирона, свт. Гурия Казанского, свт. Алексия Московского, мч. Евстратия, мч. Каллиника, мч. Кирика, мч. Каллистрата, мч. Маманта, мучеников Космы и Дамиана (по надписи мч. Космы), сщмч. диак. Авива, сщмч. диак. Евпла, мч. Лукиана, мч. Неофита, мч. Домна (по надписи мч. Дамиана), мч. Авксентия, вмц. Варвары, прп. Антония Великого, прп. Евфимия Великого, прп. Евфимия Суздальского (в наст. время вмц. Евфимии Всехвальной), прп. Иоанна Дамаскина, прп. Ефрема Сирина, прмч. Стефана Нового, прп. Григория Декаполита, прп. Пимена, прп. Феодосия (по надписи прп. Феодора Сикеота), прп. Кира, прп. Георгия Хозевита, прп. Михаила Малеина, прп. Никиты, исп., мч. Космы Аравийского, прп. Сергия Радонежского, далее 2 надписи закрыты (в наст. время свт. Иоанна Новгородского, прп. Антония Римлянина), прав. Иакова Боровичского, прп. Саввы Сторожевского, прп. Евфимии (в наст. время прп. Евфимия Суздальского), блгв. кн. Александра Невского, блгв. кн. Романа Угличского, вмц. Марины, мц. Ирины, мц. Анастасии Римской, блгв. кн. Владимира Новгородского, блгв. кн. Георгия Владимирского, св. Анны, прмц. Евдокии, прмц. Феодосии девы (в наст. время утрачены); неск. св. мощей без надписи. На образах равноапостольных царей Константина и Елены по сторонам К. к.- венцы «с короною и цатою сребрянные, чеканеные позлащенные» и убрус «низан жемчугом, у коего в средине сребропозлащенная запана с хрустальными вставками»; «пред Крестом завеса белаго ситца с разноцветными травами, разделяющаяся на две половины, в круге по краям обложена китайкой алой».
Во 2-й пол. XIX в. настоятели Крестного мон-ря сообщали в донесениях о частичной утрате мощей. Так, архим. Нектарий в 1876 г. указывал на отсутствие мощей вмч. Прокопия и прор. Даниила: «Оные единственно могли быть затеряны при переносе св. Креста из монастыря по неудобному пути во время нашествия неприятеля… когда в 1854 году подходил англичанин к Соловецкому монастырю и был также и в Крестной обители и что в это время св. Крест был увозим из обители» (ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 508. Л. 148-151 об.).
На средства Игнатия (Семёнова), архиеп. Олонецкого, вложившего в Крестный мон-рь 5 тыс. р., в 1843 г. вокруг К. к. был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. Известно изображение К. к. в новом киоте (Россиев П. А. Светлое Поморье // ИВ. 1907. № 10. С. 239; Онежский Крестный мон-рь // ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 106).
К. к. пребывал в соборе Воздвижения Креста до закрытия мон-ря. В нач. 20-х гг. XX в. он был перевезен на Соловки и хранился в музее Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 8-13). Музей располагался в Благовещенской ц. Соловецкого мон-ря, где было сосредоточено ок. 500 экспонатов, в т. ч. «Никоновский крест из кипарисового дерева, обложенный листовым серебром, сооруженный самим патриархом для Крестного монастыря и затем перенесенный на Соловки» (Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности // Соловецкие о-ва: Ж. [О. Соловки], 1926. № 2/3. С. 132). В 1939 г. в составе коллекции упраздненного Соловецкого музея К. к. был отправлен в Москву и передан в филиал ГИМ в Новодевичьем монастыре. В 1991 г. передан МП РПЦ и установлен в московской ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (находится в приделе Всех святых, в земле Российской просиявших).
В описи Крестовоздвиженского собора, составленной после закрытия обители в 1921 г., упомянута «копия Животворящего Креста Господня» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 10). Она стояла в соборе монастыря в 1926 г., что подтверждается документами Онежского уездного финотдела: «Копия древнего креста без стекла, украшения с него все сорваны и самый крест попорчен» (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 265). В июне 1928 г. копию К. к. и 2 большие иконы с изображением равноапостольных царей Константина и Елены, стоявшие по сторонам К. к., по просьбе верующих принял Троицкий собор Онеги (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 314). После закрытия храма в 1931 г. (ГААО. Ф. 621. Оп. 1. Д. 1145. Л. 81-95) копия хранилась в кладбищенской ц. прав. Лазаря в Онеге, а в 2010 г. возвращена в возрожденный Троицкий собор. По стилистическим и палеографическим особенностям крест-копия относится к нач. ХХ в. Он был отреставрирован по инициативе настоятеля собора прот. Александра Коптева; в наст. время в нем собрано более 120 частиц мощей святых. Дальнейшая судьба и местонахождение икон с предстоящими святыми неизвестны.
Еще во 2-й пол. ХVII в. сложилось почитание живописных изображений К. к. В память о сев. святыне, скорее всего по велению патриарха Никона или царя Алексея Михайловича, был создан живописный образ «Поклонение Кийскому кресту» (или «Кийский крест, с предстоящими», «Никоновский крест»). Иконографическим образцом этого малораспространенного в рус. иконописи сюжета считалась икона, предположительно написанная царским иконописцем Богданом Салтановым в 1677-1678 гг. «к великому государю в хоромы» (Успенский А. И. Царский живописец дворянин Иван Иевлевич Салтанов // Старые годы. СПб.,1907. Март. С. 75-86; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 582-583, 587-588); в наст. время - в собрании ГММК, происходит из теремной ц. Воздвижения Креста в Кремле (Инв. Ж-1714. Холст, масло. 126×90 см). Однако более вероятно, что 1-й образ был создан до приезда Салтанова в Москву, в 1658 г. (Комашко Н. И. Живописец Богдан Салтанов в контексте худож. жизни Москвы 2-й пол. XVII в. // ДРВМ. 2003. № 2(12). С. 51-52).
В центре композиции изображен К. к. с перечислением помещенных в нем св. мощей. В композицию включены реальные исторические персонажи: слева в молитвенном предстоянии кресту - равноап. царь Константин, царь Алексей Михайлович и коленопреклоненный патриарх Никон; справа - равноап. царица Елена и царица Мария Ильинична. В соборе на Кий-острове 5 названных предстоящих были изображены в таком же положении, как на 2 иконах по сторонам К. к.
Изображение «Поклонение Кийскому кресту» впосл. стало чтимым образом Крестного мон-ря. Известно ок. 20 его списков, выполненных и на холстах и на иконных досках в 50-е гг. XVIII в. (ГРМ); 1773 г. (Харьковский худож. музей); 1780 и 1785 гг. (ГИМ); во 2-й пол. XVIII в. (ГТГ, ГМИР, НГОМЗ); 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. (ИркОХМ) и др. Они детально воспроизводят композицию кремлевского образца, иногда дополняя ее новыми текстами. Поздние списки идентичны подлиннику по пропорциям, деталям иконографии, включая орнаментацию одежд, даже по светотеневой моделировке ликов. Надпись на нижнем поле икон воспроизводит текст серебряной позолоченной пластины, установленной под нижней перекладиной К. к. Тексты в картушах взяты из службы Происхождения честных древ Креста Господня, на свитке патриарха Никона написан тропарь из 7-й песни канона этого праздника.
Ранняя группа списков кон. ХVII - нач. ХVIII в. (АМИИ, ГТГ; см. также: Речменский А. И. Собрание памятников церк. старины в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых. М., 1913. С. 67. Ил. 17) имеет отличительную особенность: композиция заключена в орнаментальную сень на колоннах; такое обрамление ассоциируется с гравированными рамками-заставками для книг этого времени. Вероятно, сень воспроизводила барочную резьбу подлинного деревянного киота, обрамлявшего К. к.: «Около Креста и образов киоть столярная, а столбцы и корона резные золоченые, в короне образ Спасителя» (ГААО. Ф. 29. Оп. 38. Д. 17. Л. 10). Большинство известных икон «Поклонение Кийскому кресту» ХVIII в.- без изображения сени.
В Сийском иконописном подлиннике, созданном на Севере во 2-й пол. ХVII в., были образцы, как писать патриарха Никона и царя Алексея Михайловича (РНБ. ОЛДП. F 88. Л. 157 об.). Они могли быть использованы сев. иконописцами только для создания образа «Поклонение Кийскому кресту». Основным заказчиком икон был Крестный монастырь. В монастырских документах посл. трети XVII в. сюжет именуется по-разному: «Образ Креста Господня», «Образ Креста Господня с предстоящими лики святых Константина и Елены», «Образ Креста Господня с лицами святых Боговенчальных царей Константина и Елены, и пониже их в молении Государя царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны и святейшего Никона патриарха на одной доске», «Крестовый образ», «Креста Животворящаго картины». С XVIII в. стало преобладать упрощенное название: «Крестовый образ».
В посл. трети XVII в. Крестный мон-рь покупал образы Животворящего Креста у иконописцев Михаила Алексеева, Артемия Афанасьева, Ивана Павлова; в XVIII в.- у Стефана Иванова, И. И. Богданова-Карбатовского, Филиппа Васильева, Григория Фёклина, Якова Гаврилова, диак. Андрея Иванова (см.: Кольцова. 2005. С. 99-100, 104; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 41). Эти мастера были крестьянами онежских вотчин обители либо жителями онежских волостей, территориально близких мон-рю. Партии заказываемых икон с изображением К. к. были весьма значительными (иногда более 30). Много «крестовых образов» было создано во 2-й пол. XVIII в., после секуляризации монастырских земель. На нескольких иконах имеется прямое указание о создании их в Крестном мон-ре. На нижнем поле - сходные надписи, к-рые с небольшими вариантами заканчиваются словами: «Написася того монастыря при архимандрите Макарии 1780 года в ноябре месяце» (иконы 1780 и 1785 гг. в ГИМ; 1787, ГМИР).
Во 2-й пол. ХVII-ХVIII в. «крестовые образы» развозили из Крестного монастыря по всей России. Так, в 1673 г. онежский иконописец Алексеев написал для обители 4 иконы Животворящего Креста Господня за 9 р.: «Пять икон в прошлом году… к Москве послано… три иконы крестов же пядниц к Холмогорам ку боярину и во двор же князю Дмитрию в Каргопол, Афанасию Кукшино… икона крестовая послана» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 192. Л. 55 об.). Первая Онежская экспедиция под рук. Н. Н. Померанцева зафиксировала в 1958 г. 5 икон «Поклонение Кийскому кресту» на холстах, к-рые хранились в соборе Рождества Христова в Каргополе. Такое количество образов объясняется тем, что в ХVII-ХVIII вв. рядом с собором размещалось подворье Кийского Крестного мон-ря (Арх. АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 1).
Не исключено, что иконы «Поклонение Кийскому Кресту» могли писать и в других центрах, особенно в мон-рях, основанных патриархом Никоном (Новоиерусалимском и Валдайском Иверском). Однако основная часть сохранившихся икон создана сев. иконописцами.
Современная копия К. к., выполненная в 2005 г., находится в Крестовоздвиженском соборе Кий-Островского Крестного мон-ря.